воскресенье, 29 ноября 2009 г.

Зарисовка из старого исследования: самарский маркетинг

Исследование проводилось в рамках работы над диссертационным проектом. В ходе исследования было проанализировано 285 резюме специалистов, которые указали в своих резюме должность «специалист по маркетингу», «маркетолог», «директор по маркетингу», т.е. имели опыт работы в профессии. Хотя количество анализируемых резюме не отражает точную картину состояния рынка труда маркетинга в Самаре, но отражает общие тенденции.


В выборку попали резюме специалистов, работающих на данный момент в маркетинге. Самому молодому специалисту, работающий в области маркетинга, чье резюме попало в выборку, 22 года, самому старшему 62 года.

 Анализируя резюме можно выделить определенные пики, которые характеризуют соотношение возраста и опыта работы в маркетинге. Так, больше всего резюме приходится на возраст 25-26 лет (25 резюме) и на 32 года – 23 резюме. Резкое уменьшение количества резюме происходит после 36 лет. Это неоднозначный показатель, он может быть связан с тем, что специалистов по маркетингу в то время еще не готовили, а может быть связано и с общей спецификой рынка труда, когда после 35 лет активность в области поиска работы сменяется стремлением к сохранению стабильной работы. Это требует дополнительного исследования.
Не оправдалась гипотеза о том, что маркетинг – это «женская» профессия. Из 285 проанализированных резюме, 146 «мужских» резюме и 139 «женских». Таким образом, мы не можем говорить о четком половом разделении в профессии.
Наиболее интересным при анализе вторичных данных и проведении интервью было изучение того, как люди попадают в профессию и соотношение их образования и профессиональной деятельности.
Вообще, первая кафедра, так или иначе связанная с маркетингом, была открыта в 1991 году в Самарском государственном экономическом университете и получила название кафедры маркетинга средств производства[3]. Она возникла на базе кафедры управления материальными ресурсами и организации оптовой торговли средствами производства. В 1998 году появляется отдельная кафедра маркетинга, ранее называемая кафедра коммерции и маркетинга. Кроме Самарского экономического университета среди первых университетов, начавших подготовку специалистов по маркетингу нужно назвать Поволжский институт бизнеса, а с 1997 года Тольяттинский государственный институт сервиса и Волжский институт им. В.Н. Татищева. В 2002 г. подготовкой специалистов по маркетингу также занялся Самарский институт Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ)[4]. На сегодняшний день, маркетинг преподается в 7 из 39 высших учебных заведениях Самары, причем только 4 из них являются государственными.
Кроме системы высшего образования, маркетинговое образование можно получить, пройдя профессиональную переподготовку в одном из 10 учебных заведений, 4 из которых ведут подготовку и сертификацию специалистов по маркетингу в соответствие с программами, сертифицированными европейскими маркетинговыми ассоциациями (наиболее известны РИМА, и IME).
Если брать за критерий анализа основное образование (специальность), сферу деятельности можно выделить несколько групп
  1. имеющие профессиональное образование и работающие в маркетинге
  2. неимеющие профессиональное образование и работающие в маркетинге
  3. имеющие имеющие основное непрофильное образование + дополнительное профессиональное образование и работающие в маркетинге.
Максимальное количество резюме (порядка 73% принадлежит ко второй группе). При анализе интервью не было выявлено четкой связи между возратными пиками специалистов по маркетингу и наличием у них профильного образования. Более того, первый выпуск маркетологов в Самаре не привел к увеличению количества специалистов-маркетоголов. Возможно, это было связано с тем, что рынок маркетинга не был устоявшимся и сама профессия была еще никому не понятной. Возможно это также связано с тем, что спрос на специалистов был меньше предложения. Но это только исследовательская гипотеза, которая также требует дальнейшего подтверждения или опровержения.
Интересно, что в данную профессиональную область приходили люди из разных областей и с разным образованием. В середине-конце 1990-х гг. в маркетинг попадали люди в основном с техническим, экономическим и социологическим образованием. Основное образование – техническое, экономическое, социологическое. В середине – конце 1990-х годов, в профессию приходили люди из торговли, науки, около 20% - это директора-предприниматели небольших компаний. Первые преподаватели кафедр сбыта и маркетинга были одними из первых практических экспертов в области маркетинга.
Более «молодые» специалисты, работающие в сфере маркетинга (возраст от 22 до 26 лет) изначально попадали в маркетинг из смежных областей, таких, как продажи. Среди маркетологов очень много специалистов, которые раньше работали менеджерами по продажам, мерчендайзерами, супервайзерами, рекламистами.
Интересно, что из анализа резюме, равно как и в интервью с информантами, очевидно то, что еще нет четкой специализации среди специалистов. Очень часто обязанности специалистов по маркетингу совмещены с функцией рекламы, продаж. Это же подтверждают и информанты в своих интервью:
«маркетолог, маркетинговая политика, брендинг, стратегии, это нас только в университете учили, а тут получается что здесь за продажи что-то сделать, здесь снабженцам поможешь, а иногда и приходится самой ездить по городу ослеживать повесили ли наружку, никто же не сделает».
Не совсем понятна ситуация с маркетинговым образованием. Получается, что в маркетинге работают по большей части не те, кто получил профильное образование в этой области. Информантами такая ситуация объясняется через отсутствие «достойных площадок, где можно получить настоящие знания о маркетинге, а не чьи-то доморощенные представления».
Одна из называемых проблем маркетингового образования – высокая степень теоретичности знаний, даваемых в университетах, которые невозможно потом применить на практике:
«я не беру к себе девочек-маркетологов сразу после университета, если опыта нет. Ну пусть у нее хоть семь пядей во лбу, но то что дают в Плановом (Самарский государственный экономический университет – прим. автора) и то, что ей приходится делать каждый день вещи разные».
«Я и исследования провожу, и бренды строю (смеется) и пиаром занимаюсь, эскизы рекламы утверждаю... как на дуде игрец... а еще ведь кроме этого всего, нужно отвоевать у руководства право на бюджеты».
По мнению информантов, для работы в маркетинге более полезна практическая работа, нежели теория, хотя с другой стороны это может привести к тому, о чем говорил один из инфомантов:
«Я получил маркетинговое образование через несколько лет практической деятельности в качестве маркетолога, знаете... я когда начал учиться я понял, что не работал маркетологом, а только пытался, если у тебя нет теоретической базы ты не можешь быть профессионалом в маркетинге... в Самаре вот каждый второй называет себя маркетологом, а спросишь у него про ценообразование и все... нет маркетологов.. только красивые слова».
Профессиональное сообщество и профессиональные ассоциации. Формирование профессионального сообщества один из важнейших этапов формирования профессии. Однако говорить о том, что в Самаре есть профессиональное сообщество достаточно сложно. На данный момент можно выделить три площадки, на которых можно наблюдать профессиональное сообщество маркетологов, две из которых возникли только в 2008-2009 годах.
Самая старая площадка для встреч и обсуждений специалистов по маркетингу является «Самарский маркетинговый клуб», который возник в 2005 году. Основная деятельность клуба связана с «созданием информационного пространства с целью свободного обмена информацией, касающейся теоретических и практических аспектов маркетинговой деятельности» и «создание базы маркетологов в Самаре»[5]. Есть система членства, есть система членских взносов. Мероприятия проводимые клубом – это регулярные семинары (один раз в месяц) по практическому маркетингу. Сообщество достаточно замкнутое и закрытое. Стать членом можно только с личного разрешения председателя клуба. Есть кастовая организация, есть председатель и приближенные к нему люди. Формат проведения встреч – реклама компании руководителя клуба, либо обсуждение проблем маркетинга (новых тенденций), но при этом с большим отставанием:
«Они учебники там обсуждают... или есть какой-нибудь дядька, которого все любят, вот он разбирается, в кавычках разбирается в мобильном маркетинге, так они его приглашают и слушают с открытыми ртами, а то, что он говорит об уже устаревших вещах, которые на практике-то уже и не применишь... а спорить нельзя».
Чужаков не любят, не открыты к общению с новыми людьми, если они не заказчики, спор с руководителем клуба или его приближенными чреват физическим исключением из сообщества и прекращение контакта с ним:
«Пришел я к ним как-то, почти что байка... выступал там некто Нечаевский, он в Мегафоне маркетингом заведует, говорил, говорил, а ничего не понятно.. понимаете он не мог объяснить откуда он данные взял, массив не мог обосновать... за него Васильев [руководитель Самарского маркетингового клуба] вступился... так за мои вопросы я был на следующий день на форуме забанен, а Нечаевскому было запрещено со мной общаться... так до сих пор и обходит стороной».
Приток новых членов или «визитеров» минимальный. Есть сайт в интернете и форум. Форум плохо обновляемый и малочисленный (на форуме зарегистрировано 357 участников, хотя активное участие в жизни форума принимает около 15 человек).
Второе сообщество начало формироваться в 2008 году на базе Самарского института делового образования и сейчас проходит этап его становления. Основная площадка пока – форум, планируются встречи. Основная аудитория – выпускники программы дополнительного образования, реализуемой на базе СИДО.
«Люди нуждаются в профессиональном общении... мы хотим дать им эту возможность. Ведь все умные, адекватные, сознательно пришли получать диплом по маркетингу».
Третья площадка - «Монитор63» - интернет-издание, позиционируемое как площадка для профессионалов в сфере маркетинга и рекламы, призванная помочь формированию профессионального сообщества и обмена опытом. Первый выпуск вестника вышел в феврале 2009 года и выходит на регулярной основе 2 раз в месяц. В апреле 2009 года на базе сообщества был проведен первый семинар, информация о котором распространялась только по социальным сетям (сама встреча предполагала предварительную регистрацию и внесение символического взноса за участие).
Вообще, эти три площадки не связаны между собой и не нацелены на взаимодействие. Да и количество членов в каждом из сообществ предполагает, что специалисты, работающие в сфере маркетинга не ориентированы на участие в профессиональных сообществах и с профессиональных дискуссия. Три информанта говорили о том, что роль сообществ важна в процессе профессионализации, однако площадок для возникновения таких сообществ нет. Часто называемой площадкой является Самарский маркетинговый клуб, хотя большинство информантов не являются постоянными его участниками и признают высокий уровень непрофессионализма и субъективности сообщества, выражаемой в инертности, отставании от даже российских тенденций в маркетинге:
«...я когда стал заниматься маркетингом, вернее я думал, что я им занимаюсь, я к ним пришел. Послушал, посмотрел и ушел, там вроде есть адекватные люди, но их слишком мало, непонятно зачем сейчас обсуждать Котлера, про него вообще уже забыли все...».
Удивительным является тот факт, что в Самаре на сегодня всего 2 маркетолога, состоящих в Гильдии маркетологов, самой влиятельной ассоциации маркетологов в России на сегодня. Часть маркетологов активно участвует в профильных Интернет-сообществах и форумах, ведет свои блоги.
Кроме того, что как таковых нет профессиональных сообществ и свободных площадок для обмена практическим опытом, но только кружки по интересам, нет и локального профессионального издания. Сейчас активно эту нишу пытается занять уже упоминавшийся «Монитор63». Среди локальных журналов информанты называли МАРКА (Маркетинг и реклама в Самаре), издательство «Сагалов и товарищи» и журнал «Деловой квартал Самара», хотя репутация последнего как специализированного на маркетинге журнала достаточно низка.
Еще одним интересным аспектом, который прослеживается в интервью и который может объяснить специфику развития профессии в Самаре, является вопрос о причинах возникновения отделов маркетинга.
Информант 1: «Как возник отдел наш? Ректор университета ездил в свое время на какую-то шлоку для ректоров России, она в Пушкине проходила, под Петербургом, знаете там база какая-то специальная есть... чудесное место.. так вот съездил он и услышал там слово «маркетинг», услышал, приехал и объединил два отдела информационный, я в нем как раз работал.. мы там визитки всякие печатали, афиши, в общем административная функция, и отдел платного образования. Чтоб больше было студентов на платном, да и то сначала не понимали».
Даже сейчас, по мнению информантов, когда маркетинг становится профессиональным «это пока не осмысленная, неустоявшаяся и неудобная сфера, которая непонятно для чего существует».
Характерно, что часть специалистов, работающих в маркетинге в старшем поколении пришли в него будучи предпринимателями и директорами небольших компаний. Вообще для Самары характерно наличие на рынке большого количества небольших и средних компаний с самарским капиталом, в то время как приход иностранных и федеральных компаний на рынки города начался всего несколько лет назад. С этим может быть тесно связаны особенности становления профессии.


[3] Специальность «Маркетолог» была утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 2 марта 2000 года.
[4] Гневушева О.В., Крячков А.Ф. Деятельность учебных заведений по подготовке маркетологов на региональном рынке образовательных услуг. Издательство Самарской государственной экономической академии, 2005.
[5] www.marks-com.ru

1 комментарий:

  1. "Монитор 63" практически умер. Весь креатив закончился из-за больших амбиций и не понимания разницы между статьями в журнал, ведения авторских колонок и продвижения своих услуг.

    Хостинг был отключен за неуплату где-то с месяц (сейчас опять заработал). ;)

    P.S. Обзор интересный. Прокомментирую у себя (его тогда "Главному Жабу" и СМК покажут).

    ОтветитьУдалить